Get the Flash Player to see this player
 

35 MБ
10 мин : 04 сек
720 x 400
02 мар 2013



Одобряю
Запомнить
Текущий кадр




Русские народы - фантастика - комедия - боевик - ужасы

Альбом Сенсации и Факты планеты Русь (319 видео)

Русь в иностранных источниках
Образование Древнерусского государства, Киевской Руси

За названием Русь в разных случаях скрываются не одни и те же территории и, может быть, не один и тот же народ. В разные эпохи имя господствующего племени распространялось на подчиненные народы. Бывало и иначе: в арабских источниках "франгами" называются все европейцы, поскольку с франками арабы вели длительные войны в Испании. В русских же источниках источниках название «фряги» (франки) закрепилось за генуэзцами, возможно, потому, что и Восточную Европу первыми проникли генуэзские купцы.
Имя «Русь» многозначно также в Повести временных лет. Под пером иностранных писателей эта многозначность нередко превращается в путаницу, а потому всякий раз надо учитывать, когда сделана запись и к чему именно она относится. Вместе с тем о многих событиях IX—X веков мы узнаем только из иностранных источников. Они же дают определении указания и на формы политической организации славян и русин этого периода.
На протяжении IX - X столетий Византия не раз входила в столкновение с росами в Причерноморье. Византийские источники делятся в основном на два типа: церковные, связанные с распространением христианства у росов, и светские, говорящие о военных столкновениях и дипломатических контактах. В церковных сочинениях, особенно в житиях святых, много трафаретных картин, «чудес», связанных с исцелением, подвигами и т. п. Как правило, такие картины никакой информации не несут, они просто сочинены, причем чаще всего много времени спустя после смерти героя жития. Но в житиях часто содержатся отдельные обстоятельства его деятельности, важные сведения бытового характера. Именно таковым является упоминание русов в житиях Стефана Сурожского и Георгия Амастридского. Ценность их прежде всего в том, свидетельствуют о присутствии Причерноморье руси задолго до призвания "варягов". Ранее этого события датируется и нападение руси на Константинополь, о котором сообщил патриарх Фотий в документе, предназначенном для не слишком фанатичной византийской паствы. Фотий стремится преуменьшить силу «неименитого» народа, дабы объяснить успехи росов только божьим гневом за ослабление веры. На самом же деле из его послания вытекает, что у «северного Тавра» сложилось мощное объединение племен во главе с росами. Через несколько лет, в 867 году, тот же Фотий оповестит Империю о принятии росами христианства. С IX века в числе митрополий, подчиненных константинопольскому патриарху, будет постоянно упоминаться «Росия»(с одним "с"). Как предполагают исследователи, речь идет о городе Росия, располагавшемся на территории нынешней Керчи.
В византийских источниках росы часто называются или «таврами», или «тавроскифами». Некогда у «северного Тавра» — Крымских гор проживало племя тавров, с которыми позднее смешалась какая-то ветвь скифов. Само отождествление с тавроскифами свидетельствует о том, что византийцы считали росов местным, во всяком случае издавна в Причерноморье проживающим народом. Название также говорит, что именно с крымскими росами ранее всего вошли в соприкосновение византийцы. Позднее этноним «тавроскифы» будет применяться и по отношению к киевским росам. Вообще византийские источники не различают Русь Приднепровскую и Причерноморскую, рассматривая их кик части единого целого. В то же время Константин Багрянородный в середине X века выделяют две разные Руси: «ближнюю» и «дальнюю», или «внешнюю». «Ближней» в этом случае названа Приднепровская Русь. Вопрос же о «дальней» Руси остается до сих пор открытым.
Из западных источников наибольший интерес представляет сообщение Вертинских анналов под 839 годом о возвращении на родину посольства «народа рос», побывавшего в Византии. О местонахождении этой «Руси» высказывались самые различные -предположения. Несомненна, однако, какая-то связь ее с одним из каганатов: аварским, болгарским и хазарским, поскольку титул правителя Руси — каган — мог возникнуть лишь под их влиянием. О расширяющихся связях киевских князей свидетельствует поездка Адальберта в Киев в 961—962 годах, причем в то время в имперской канцелярии киевских русов отождествляли с ругами.
Наиболее трудными для анализа являются восточные источники — арабские и персидские. Их авторы знали Европу главным образом с трех точек: из Булгара Волжского, со стороны Северного кавказа и Испании. Естественно что сведения полученные в одном месте, переосмысливались под влиянием информации из другого района. К тому же Европа предствляла арбским писателям прежде всего как страна франков, славян и русов, между которыми нередко распределялись и другие народы. Этим отчасти объясняется расплывчатый, а иногда — фантастический характер описаний русов.
Арабские авторы славян и русов то противопоставляют, то рассматривают как части некоего целого. Такая неустойчивость понятна, учитывая, что в IX—X веках процесс ассимиляции русов славянами полностью еще не был завершен, а почти все государственные образования, возникавшие с участием руси, имели в своем составе также и славян.
Весьма любопытно повествование Ибн-Русте (начало X в.) о государственном образовании у славян с центром в городе Джарваб (предположительно Хорват). Титул второго после «главы глав» (нечто вроде великого князя) лица в государстве «жупан» (супанедж) указывает на южных и западных славян. В литературе неоднократно высказывалось предположение, что Ибн-Русте воспроизводил более ранний источник, рассказывающий о прикарпатском государственном объединении VIII—IX веков, возглавлявшемся, видимо, хорватами.
К IX веку восходят и два постоянных сюжета арабской географической литературы: сведения об «острове русов» и упоминание о «трех группах» (или «видах») руси. Титул кагана имел как раз правитель островных русов, отличавшихся особым религиозным рвением. О местоположении острова, так же как об идентификации трех групп руси, исследователи продолжают спорить, и ото неизбежно, поскольку описания довольно туманны. Интересно, однако, что одна группа Руси называется «Славней» и, очевидно, мыслится как земля славян.
Арабские авторы дают два совершенно разных обряда погребений русов. В одном случае — это ингумация (трупоположение) в больших камерах, наподобие киевских или салтово-маяцких (в Подонье VIII—IX вв.) захоронений. В другом случае — трупосожжение, характерное для славянских, германских и некоторых других народов. Разные типы захоронений предполагают разные верования, но сочетание того и другого подтверждается и археологически.
Описание погребения знатного руса у Ибн Фадлана чаще других привлекает внимание норманистов. Действительно, в Киеве подобных захоронений будто нет, и у киевских pyсов этой поры были моногамия. По некоторые детали обряда, описанного Фадланом, обнаруживаются на юго-восточном побережье Балтики у пруссов (литовское племя). У них, в частности, перед принесением в жертву коней специально загоняли. Этот обычай могли перенять русы, селившиеся по соседству с пруссами.
Наконец, интересен рассказ о приходе русов в Бердаа (юго-восточное побережье Каспийского моря). Он передает понимание задач власти самими русами: претендуя на первенство, они принимают на себя и обязанность править справедливо, обещают подчиненным благополучие и спокойствие. Это может дать представление о порядках, которые устанавливались на завоеванных русами землях



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
Категории ВИДЕО »