Get the Flash Player to see this player
 

58 MБ
4 мин : 13 сек
1280 x 720
01 июл 2018



Нравится
Запомнить
Текущий кадр





Как на дубе на высоком 1962 Государственный Уральский Русский Народный Хор HD p25

Перейти в Видео Альбом Русские Народные песни - Традиции Людей (124 видео)

Уральский Хор
3 июн в 18:25
Действия
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ УРАЛЬСКОГО ХОРА.

Урал завораживает своей красотой. Прекрасный, могучий, гордый край. Горы с причудливыми вершинами, озёра с чистой прозрачной водой и причудливыми живописными берегами, множество рек, которые пересекают обширные леса, россыпь самоцветов в недрах гор, уральские заводы, уральская история. Урал – это легендарный каменный пояс, граница двух континентов. Песни народов этого края отражают восхищение и любовь к уральской природе, которая удивляет своим величием.
...Зимой 1943 года художественный руководитель Свердловской филармонии Лев Христиансен встретился в Москве с Владимиром Захаровым – советским композитором, одним из руководителей знаменитого хора имени Пятницкого. На этой встрече предстояло обсудить принципы создания и работы будущего песенного коллектива – Уральского народного хора.
22 июля 1943 года вышло постановление о создании Уральского народного хора русской песни, а осенью того же года состоялась первая репетиция первых участников будущего легендарного коллектива. Казалось бы, не лучшее время для песен: самый разгар Великой Отечественной войны. Но нужно помнить, что это было время небывалого патриотического подъёма. Может показаться невероятным, но это факт: в военные годы в Свердловской области насчитывалось свыше двух тысяч любительских коллективов, сотни вокалистов, танцоров, частушечников.
А вот и первая афиша: она гласит о том, что в Свердловской государственной филармонии состоится концерт Уральского народного хора. Крупным шрифтом прописаны имена основателей коллектива: художественный руководитель – Лев Христиансен, хормейстер – Неонила Мальгинова, балетмейстер – Ольга Князева.

ХРИСТИАНСЕН ЛЕВ ЛЬВОВИЧ, первый художественный руководитель (1940–1950-е)

Молодой фольклорист, фанатично преданный народной песне как явлению искусства, из Москвы приезжает на Урал, чтобы в разгар войны собрать здесь профессиональный песенно-танцевальный коллектив. Создать с абсолютного нуля. Не было ни певцов, ни песен. Шли поиски того и другого. Лев Львович предпринял более двух десятков фольклорных экспедиций. Результаты поездок – около 40 тетрадей, в которых обрядовые, проголосные, свадебные, исторические песни и обряды. Отсмотрев и объездив много деревень, предмет творческого и организационного интереса сконцентрировал в селах Измоденово и Покровское. Пока Неонила Мальгинова учила, как петь, Христиансен формировал программу – что петь.
Выбирал песню, услышанную в народе, и чуть подправлял ее, деликатно огранял, обрабатывал, сохраняя в неприкосновенности чудные творения народа, их непосредственную чистоту. Его ухо, привыкшее к другим напевам, другим интонациям, чутко распознавало особенности стилистики, сложившейся на Урале. И он старательно оберегал их. Он уловил запевы старинных проголосных песен, исполнявшиеся своеобразным говорком и приобретавшие ритмическую узорчатость, распевы-украшения, особенности придыхания; записал более трехсот уральских песен, большинство вошли в репертуар и навсегда остались в золотом фонде хора.

МАЛЬГИНОВА НЕОНИЛА АЛЕКСАНДРОВНА, заслуженный деятель искусств РСФСР, первый главный хормейстер (1940–1970-е)

В 1943 году молодого хормейстера распределили в Уральский хор, которого, собственно, еще и не было. Ей предстояло его создать. И она поехала в уральскую деревню, туда где рождались и жили песни, что совсем скоро станут основой репертуара коллектива и которые прославят его на весь мир. В селе Измоденово изба-читальня, где Неонила работала с будущими солистами хора, освещалась тусклой керосиновой лампой. Она выбрала несколько старушек, истинных певуний и сказительниц, знавших несчетное количество песен и «баловавшихся» сочинительством собственных песен. Рядом сидели молодые парни и девушки – 19 человек. С ними и занималась. Пол года. Каждый день. Не учила, нет. Петь они умели, да еще как! Мальгинова, внимательно присматриваясь и прислушиваясь к народным певцам, развивала вкус, добивалась выразительного звучания, работала над дикцией. Старалась собрать их, чтобы непохожие голоса зазвучали, но чтоб ни один голос не потерялся, не потух, ни одна краска не по
меркла. Помогая народным талантам вникать в суть песни, сама у них многому училась – манере пения, сочинению подголосков, украшению мелодий. «Я никогда не забуду лица первых исполнителей. Какие были у них глаза – в каждой песне свои!» – вспоминала Неонила Александровна годы спустя.

КНЯЗЕВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА, заслуженный деятель искусств РСФСР, первый балетмейстер (1943–1968) Ее часто называют царицей уральского танца. Но скорее – труженица, собирательница, которая сложила уральский танец из разнофактурных кусочков, нарядила его и вывела на сцену. Яркая характерная танцовщица Свердловского театра оперы и балета, закоренелая горожанка, она поняла и почувствовала уральскую деревню, откуда родом народный танец. Ольга Николаевна сидела на всех смотрах сельской художественной самодеятельности, ездила по деревенским праздникам – свадьбам, вечеркам, где в 40–50-е годы еще пели и плясали в традициях предков, снимала рисунки, движения, особенности постановки рук и ног, повороты головы. Затем мастерски обогащала фольклор законами сценического искусства.
Все пляски Князевой яркие, запоминающиеся, разнохарактерные. Ей удалось охватить в натуре и воплотить в художественные формы то изящество простоты, красоты и благородства, которые так хорошо гармонируют с духом народного творчества.
Характерная особенность Князевой-балетмейстера – стремление к сюжетности танцев, простоте и четкости рисунка, непринужденность, естественность, отсутствие надуманного.
Видная, с густыми черными волосами, голосом, близким к контральто, она никогда не выпускала папиросу изо рта. Сильная, волевая, репетицию вела жестко. «Быстро, весело и грязно», – любила похвалить своих танцовщиков, разбирая прошедший концерт. Хореографическая правильность в номере – безусловно. Но важнее – чувства, настроения, создание образа. «За все строжила. Требовала, чтобы все движения были музыкальными, ритмичными, чтобы мы слышали и видели друг друга», – вспоминает Нина Александровна Кремешная, протанцевавшая в хоре более двадцати лет.
Главная заслуга Князевой не столько в том, что она поставила более пятидесяти танцев, сколько в том, что заложила сценическую основу уральской разновидности русского танца, в которой переплелись и соединились танцевальные культуры татар и башкир, русских и вогулов, горнозаводской фольклор и нравы старообрядцев. Теоретический итог ее работы – книга «Танцы Урала», скрупулезное и подробное, пошаговое описание главных уральских танцев. Имя Ольги Николаевны носит фестиваль народного танца, который ежегодно проходит в Екатеринбурге.



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
Категории ВИДЕО »