Get the Flash Player to see this player
 

103 MБ
14 мин : 20 сек
1280 x 720
22 июн 2013



Одобряю
Запомнить
Текущий кадр





представитель племени РЕволюционеров 7521-2013

Альбом Сенсации и Факты планеты Русь (319 видео)

О постановке и ведении планирования
на предприятии соответственно
полной функции управления
2.1. Изходные данные для разработки плана
В общем случае для осуществления полноценного планиро-вания на научно-произ¬вод¬с¬твенном объединении, где ведутся научно-изследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и осуществляется коммерческое производство про-дукции, необходимы следующие изходные данные:
1. Стратегия развития и деятельности предприятия.
2. Описание кадрового состава предприятия, занятого в управлении, в НИОКР и в производстве непосредственно.
3. Описание производственных мощностей подразделений предприятия.
4. Номенклатура освоенной и осваиваемой в производстве продукции.
5. Оценки и фактические данные по трудоёмкости произ-водства каждого из видов про¬дук¬ции по всей номенкла-туре изпользуемых профессий.
6. Спектр потребляемых в производстве каждого вида продукции материалов, комплек¬тующих и услуг.
7. Перечень и описание сторонних производителей (и в особенности реально являющихся поставщиками) про-дукции и услуг, потребляемых в обеспечение деятельно-сти предприятия.
8. Перечень коммерческих предложений и договоров, уже заключённых (включая и «внутренние договора»), и ха-рактеристики каждого из них.

2.2. Стратегия предприятия
2.2.1. Назначение документа «Стратегия предприятия»
«Стратегия предприятия» — документ, предназначенный для обеспечения координации работ на предприятии руково-дителями его подразделений и руководителями тематически специализированных работ (например, научно-изследовательских и опытно-констру¬к¬торских разработок — НИОКР) на основе единообразного понимания ими: проблема-тики развития и перспектив предприятия; встающих перед предприятием задач, путей и методов их решения.
Функциональное назначение «Стратегии предприятия» со-стоит в том, чтобы обеспечить самоуправление предприя-тия в целом на основе ИНИЦИАТИВНЫХ действий ру-ководителей подразделений и тематически специализиро-ванных работ вне области, определяемой для каждого из них должностными инструкциями и прямыми указаниями директората пред¬приятия (заводоуправления):
• во-первых, при вдумчивом отношении руководителей подразделений и тематически специализированных работ к делу фирмы в целом, которое должно быть их общим делом, «Стратегия предприятия» явля¬ется средством ко-ординации их инициативы и воли в едином русле (при формальном изполнительно-безъинициативном отноше-нии к делу руководителей и специалистов «Стратегия предприятия» безполезна и потому не нужна);
• во-вторых, она освобождает службы директората пред-приятия от необходимости мелочной опёки всех действий каждого из нижестоящих руководителей подразделений и тематически специализированных работ в пределах их должностной компетенции, а так же в совместно выполня-емых их подразделениях работах;
• и главное — наличие актуальной «Стратегии предприя-тия» высвобождает время директората для решения задач управления долгосрочными перспективами и предприяти-ем в целом. Если на это у директората предприятия нет времени или директорат не умеет этого делать и не наращивает квалификацию в этой области, то фирма обречена на суету, застой и крах.
Кроме того:
В процессе ознакомления с существующей редакцией «Стратегии» и в ходе работы по поддержанию её в акту-альном состоянии выявляются те сотрудники фирмы, кто в перспективе сможет стать руководителями фирмы, её под-разделений, тематически специализированных работ или ведущими разработчиками проблем в каких-то областях её деятельности.
Соответственно разработка «Стратегии предприятия» пред-ставляется ненужной высшему руководству предприятия, если оно неукоснительно придерживается принципов: «я — началь-ник (собственник), все подчинённые — дураки (облагодетель-ствованные мною ничтожества)»; «я лучше знаю, что, кому и как делать, инициатива подчинённых неуместна потому, что они ничего не понимают в делах фирмы в целом» и т.п.
Однако если такие высказывания соответствуют истинному положению дел на фирме, то тем самым её директорат раз-писывается в крахе его собственной кадровой политики по-тому, что никто иной, как сам директорат разплодил руко-водителей подразделений и тематически специализирован-ных работ, которые не способны к сотрудничеству друг с другом; чья инициатива разрушительна по отношению к делу фирмы; и которым действительно нельзя ничего дове-рить, вследствие чего они и вынуждают вышестоящих ру-ководителей к их постоянной мелочной опёке и контролю каждого их шага.
По отношению к системе внутрифирменного планирования на предприятии «Стра¬те¬гия предприятия» — документ, опре-деляющий:
• ПРЕЖДЕ ВСЕГО, цели и задачи долгосрочного (перспек-тив¬ного) планирования;
• а также преемственность последовательного решения частных задач при выполнении долгосрочных программ на основе системы среднесрочного и краткосрочного планирования, как правило, всё же имеющейся и кое-как действующей на большинстве предприятий, унаследо-ванных нами от СССР.
В подавляющем большинстве случаев долгосрочное (пер-спек¬тив¬ное) планирование без разработки «Стратегии пред-приятия» и вне её русла невозможно по причине неопределён-ности его целей и задач.
Соответственно оказывается невозможным и управление долгосрочными проектами, ориентированными на длительную перспективу, продолжительность которых превозходит сроки, охватываемые среднесрочным и краткосрочным внутрифир-мен¬ным планированием: т.е. оказываются невозможны разра-ботка и создание образцов наукоёмкой продукции новых по-колений, а так же своевременная подготовка производственно-технологической базы и кадрового корпуса к её производству, что ведёт предприятие к неизбежному краху, вследствие сдачи позиций на рынке более успешным в деле творчества нового конкурнетам.
При отсутствии «Стратегии предприятия», в которой отражены реальные возможности его развития, произведён анализ вариантов, разсмотрены возможности перехода от бо-лее предпочтительных вариантов к менее предпочтительным, если в процессе выполнения долгосрочной программы выяв-ляется невозможность осуществления более предпочтитель-ных вариантов, — даже при благоприятной макроэкономиче-ской обстановке — фирма становится заложником субъек-тивизма её высшего руководства.
Если этот субъективизм столь же дальновиден, целе-устремлён и самодисциплинирован, как субъективизм Г.Фор-да, А.Н.Тупо¬ле¬ва или С.П.Королёва, и обладает соответству-ющими организаторскими способностями, то фирма может процветать и на основе «стра¬те¬ги¬чес¬кого шаманизма» её ру-ководителя. Но субъективизм такой проницательности, даль-новидности и созидательной мощи — крайне редок.
Поэтому в современных условиях фирма, не имеющая «Стра¬тегии предприятия», в подавляющем большинстве случаев не имеет и перспектив и слепо идёт к своему кра-ху, что бы ни возражало против этого утверждения её высшее, самоуверенное в своей проницательности и даль-новидности, руководство.
Однако разработка «Стратегии», в которой отображены ре-альные возможности развития предприятия, произведён анализ вариантов, разсмотрены возможности перехода от более предпочтительных вариантов к менее предпочтительным, если на практике выявляется невозможность осуществления более предпочтительных, — тема, которой избегают авторы всех без изключения учебников и монографий по экономике, включая и работы, якобы посвящённые специально теме стратегиче-ского планирования.
Причиной этого глухого молчания является то, что:
Разработка «Стратегии предприятия» требует не только и не столько знаний и навыков в области экономики и фи-нансов и в предметной области, в которой работает пред-приятие, сколько является живой психологической прак-тикой, во многом неподдающейся формализации (т.е. не формализуемой).
Соответственно для разработки «Стратегии предприятия» необходимы координаторы этой психологической прикладной практики, которые бы владели не только теорией и навыками психологии, но знали бы предметную область той отрасли, в которой работает предприятие, и предметную область макро- и микроэкономики, включая и вопросы планирования обоих названных экономических уровней в их взаимосвязи .
Координатор должен уметь вовлечь в разработку «Страте-гии предприятия» множество частных специалистов как на самóм предприятии, так и за его пределами, поскольку ни один из частных специалистов не обладает всей полнотой зна-ний и навыков для того, чтобы написать «Стратегию» в оди-ночку, а сама «Стратегия» не может быть механическим объ-единением в одном переплёте «док¬лад¬ных записок» разных специалистов по вопросам, относимым в должностных ин-струкциях к компетенции каждого из них. При попытке сфор-мировать «Стратегию» способом брошюровки «докладных за-писок» в одном переплёте она превращается в никчёмную ма-кулатуру, поскольку в ней нет синтеза всего обилия частных мнений в новое качество — иерархически высшее по отноше-нию к каждому из мнений и по отношению к их совокупности.
Пути же к такого рода синтезу открывают психологические практики, однако лежащие вне области прикладного науч-но-техниче¬ского или финансово-экономического образова-ния.
Но ни один вуз — ни в России, ни за рубежом — не готовит специалистов такого профиля и не даёт базовых знаний для самостоятельного становления профессионалов разных обла-стей в таковом качестве психологов-координаторов .
Вследствие этих обстоятельств долгоживущие процветаю-щие фирмы в государствах со сложившимися традициями ры-ночной экономики работают на основе «Стратегий предприя-тия», но способ разработки «Стратегии предприятия» и под-держания её текущей редакции в актуальном состоянии (т.е. состоянии, отвечающем реальному положению дел и откры-тых объективных возможностей) в каждой из фирм — плохо формализованная отрасль её внутренней управленческой культуры, представляющая собой скорее традицию, нежели «ноу-хау» или теоретически описанную методику. По этой причине «ноу-хау» этого рода плохо поддаётся пересадке на почву иных традиций, сложившихся в других фирмах, а тем более — на почву культуры других народов.
Поэтому, если руководство предприятия приходит к выводу о необходимости вести долгосрочное стратегическое плани-рование, то оно оказывается перед выбором:
• либо взрастить культуру разработки «Стратегии предпри-ятия» у себя на фирме, начав практически с нуля;
• либо заключить контракт с «консалтинговой фирмой», ко-торая возьмёт на себя сопровождение работы предприя-тия в части разработки его «Стратегии» и поддержания её текущей редакции в актуальном состоянии.
При этом, если к моменту принятия решения о необходи-мости разработки «Стра¬те¬гии предприятия» ограничен-ный по ёмкости рынок продукции, на котором предприя-тие намеревается действовать, уже поделён между малым количеством производителей, что изключает «стихию рынка» и массовую конкуренцию на нём, то обслуживаю-щие непосредственных участников рынка «кон-салтинговые фирмы» также оказываются по сути его участниками, однако опосредованными, неявными.
По этим причинам при заказе «Стратегии предприятия» на стороне существуют реальные шансы столкнуться с заве-домо «недобро¬совест¬ным» консалтингом высокопрофессио-нальной и авторитетной консалтинговой фирмы, фактиче-ской целью которого является устранение с рынка «лишнего» конкурента путём предоставления ему соответствующей по содержанию «Стратегии» . Соответственно, если предприя-тие поставляет свою продукцию на рынок, обладающий названной спецификой, то фактически у него нет выбора:
Культуру разработки и непрерывного поддержания «Стра¬те¬гии предприятия» в актуальном состоянии необ-ходимо взращивать с нуля на самум предприятии, под-держивая инициативу тех сотрудников, кто, обладая до-статочно широким кругозором, проявляет интерес к тако-го рода деятельности и имеет к ней склонность.
Особых финансовых вложений этот путь не требует, но при поддержке директоратом инициативы тех людей, кто обладает личностным потенциалом для такого рода дела и склонностью к нему, они способны в течение нескольких лет создать фирме очень надёжное во всех смыслах положение на основе осу-ществления выявленных перспектив безкризисного развития.
Один из надёжных способов не иметь «Стратегии предпри-ятия», пребывая в уверенности, что она есть или разрабатыва-ется, — подойти к её созданию не по принципу поддержки инициативы сотрудников, имеющих способности и склонность к её разработке, а поручить возглавить её разработку «надёж-ным», доверенным изполнительным руководителям и специа-листам, которые хорошо знают, чего и почему «невозможно сделать» , и потому, ограничившись такого рода мнениями и должностными инструкциями, снимающими с них ответствен-ность, — не способны задуматься о том, как сделать то, что сейчас пока ещё «невозможно» технически или организацион-но, но уже необходимо для будущего и в будущем объективно осуществимо.
Дело в том, что разработка актуальной «Стратегии пред-приятия» требует не знаний о том, что якобы что-то невоз-можно сделать и почему это сделать «невозможно», а способ-ности различать хотя бы на уровне чутья, что из того, что по-ка разценивается многими профессионалами как невозможное или ненужное,
• всё же необходимо обществу и объективно осуществимо средствами, доступными фир¬ме, в сроки, на которые простирается «Стратегия»,
• а что так и останется пустыми фантазиями, не подкреп-лёнными ни потребностями людей, ни научно-техничес-ким и организационным прогрессом общества и самуй фирмы; либо что увлекает на тупиковые направления, на которых совершённые затраты никогда и никак не оправ-даются.
Тем более невозможно достичь успеха в деле разработки «Стратегии предприятия» и поддержания её в актуальном со-стоянии, если относиться к её разработке как к «особо пре-стижному» виду деятельности, к которому можно допустить только родственников и любимчиков высшего руководства фирмы, и, изходя из этого, проводить кадровую политику по принципу «в связи с назначением «имярек» на должность «главного стратега», выдать ему «ис¬кру Божию» во времен-ное пользование»: «Искра»-то всё таки — Божия, и дарует её не директорат (или собственник) по своему усмотрению, а Бог, кому пожелает.
Фирма же, не имеющая «Стратегии предприятия», в со-временных условиях в подавля¬ю¬щем большинстве случа-ев не имеет и перспектив: она тупо и слепо идёт к своему краху, что бы ни возражало против этого утверждения её высшее руководство, самонадеянно самоуверенное в своём высоком профессионализме, проницательности и дальновидности.
ВП СССР



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
Категории ВИДЕО »